А
АРI - Американский Институт Нефти. Стандарт качества моторных масел для четырехтактных двигателей.
ATF – жидкость для Автоматических Трансмиссий. Часто используется в передних вилках.
ATU – автоматический регулятор опережения зажигания. Механическое устройство для изменения угла опережения зажигания на двигателях ранних конструкций.
ATV – внедорожное транспортное средство. Часто встречается название «квадроцикл».
AБС (Система антиблокировки тормозов) – система, которая при торможение фиксирует начало блокирования колеса и понижает давление в гидроприводе тормозов колеса, склонного к блокированию. Обычно управление такой системой осуществляется при помощи электроники.
Aмортизатор (демпфер) – устройство для сглаживания влияния неровностей дорожного полотна, обеспечивающее комфортабельность при езде. Обычно представляет собой пружину в совокупности с гидравлическим амортизатором и устанавливается между рычагом подвески и рамой. Кроме того, используется в двигателях для сглаживания незначительной неравномерности в выходном крутящем моменте. В подвеске мотоцикла служит для быстрого гашения колебания и превращения механической энергии колебаний в тепловую.
Aмпер (А) – единица измерения электрического тока. А (ток) = В (напряжение) / Ом (сопротивление).
Aмпер-час (А*ч) – единица измерения емкости батареи.
Aнтиклинковая система – система, устанавливаемая на подвижном наконечнике пера вилки для предотвращения клевка мотоцикла при резком торможении.
Aнтифриз – смешиваемое с водой вещество ( обычно этипенгиколь), которое добавляется в систему охлаждения для предотвращения замерзания охлаждающей жидкости при отрицательных температурах. Кроме того, антифриз содержит вещества которые подавляют коррозию и препятствуют образованию накипи и других отложений, забивающих радиатор и каналы системы охлаждения, и, как следствие, снижающих эффективность системы охлаждения.
Aреометр – прибор для измерения плотности жидкости. В частности, электролита, с целью оценки степени заряженности аккумулятора.
Б
BHP – эффективная мощность. Английская единица измерения мощности двигателя. Сейчас мощность обычно выражается в киловаттах (кВт).
Барабанный (колодочный) тормоз – тормозная система с вращающейся цилиндрической поверхностью (т.н. барабаном) закрепленной на колесе. Внутри барабана располагаются «колодки» с фрикционными накладками (тормозные колодки), которые при торможение прижимаются к его внутренней поверхности.
Бензомасленая смесь – смесь для смазки двухтактных двигателей. Масло смешивается с бензином до поступления смеси в двигатель.
Бесконечное сопротивление – характеристика разомкнутой электрической цепи, когда в некой точке цепи присутствует обрыв проводника.
Биение – колебание. Несносность. Суммарное биение измеряется от одного крайнего положения до другого. Случается недоразумение, когда биение измеряется от среднего положения, что представляет собой половину суммарного биения.
Биметаллический – сделаний из двух металлов.
Бобышка поршня – часть поршня ниже его головки (также присоединенная к юбке), в которую устанавливается поршневой палец.
Боковина – участок шины между бортом и протектором. На этой части указывается названия производителя, размерность, и т.д.
В
V-образный двигатель – двигатель, цилиндры которого располагаются под углом к друг другу и образуют собой букву V. В раме такой двигатель может располагается поперечно (мотоциклы Moto Gyzzi) или продольно (мотоциклы Harley Davidson).
Вариатор – трансмиссия, автоматически и бесступенчато изменяющая передаточное отношение в зависимости от нагрузки и частоты вращения. Иногда для обозначения вариатора используется абривиатура CVT.
Ватт – единица измерения электрической энергии. 1ватт (энергия) = 1вольт (напряжение)* 1ампер (ток).
Верхнее расположение клапанов (OHV) – механизм газораспредиления четірехтактного двигателя с тарельчатыми клапанами, которые располагаются в головке цилиндров и приводятся в действие с помощью толкателей.
Верхнее расположение распределительного вала (ОНС) – тоже, что и выше, но с распредвалом в головке цилиндров, привод которого осуществляется цепью, шестернями или ремнем коленчатого вала. См. также SOHC u DOHC.
Верхняя головка шатуна – меньшая головка шатуна, к которой крепится поршень. Чаще всего содержит подшипник скольжения или игольчатый подшипник.
Верхняя мертвая точка (ВМТ) – используется для обозначения крайнего верхнего положения поршня в цилиндре.
Верхняя часть двигателя – включает в себя блок и головку цилиндров, а также узлы клапанного механизма.
Вибрация (отскок) клапана – явления, происходящие при слишком резкой посадке тарельчатого клапана на седло, при этом пружина не может его удержать, и происходит отскакивание клапана от седла.
Вилка селекторов – деталь вильчатой формы, сопряженная с канавкой в шестерне коробки передач, обеспечивающая перемещение этой шестерни на вапу.
Вилка толкающего типа – разновидность рычажной передней подвески мотоцикла, у которой ось колеса расположена за шарниром рычага подвески.
Вихрь – вращательное или вихревое движения, придаваемое поступающей в цилиндр смеси за счет смешения впускного тракта. Служит для улучшения наполнения цилиндров.
Водяной насос – устройство с механическим приводом, служащее для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости внутри двигателя.
Возвратная продувка – управления движением свежего заряда в цилиндре двухтактного двигателя за счет профилирования продувочных каналов вверх и под углом к оси цилиндра. В результате такого направления свежего заряда он вытесняет обработанные газы перед тем, как сможет покинуть цилиндр.
Воздушный фильтр – бумажный, матерчатый, войлочный, паралоновый или сетчатый элемент, через который воздух поступает в двигатель. Препятствует проникновению частиц пыли и грязи, вызывающих засорение жиклеров карбюраторов и повышенный износ подвижных частей двигателя.
Возрастающая характеристика – прогрессивная характеристика подвески, получаемая за счет применения трехзвенной системы между рычагом подвески и амортизатором.
Вольт – единица измерения электрического напряжения в цепи. 1вольт (напряжение) = 1ампер (ток) * 1ом (сопротивление).
Впадина – вогнутая внутрь пустотелая поверхность. Противопоставляется выпуклости.
Впрыск масла – система смазки двухтактного двигателя, в которой масло принудительно (с помощью насоса) подается в двигатель в зависимости от положения дросселя.
Вращающийся клапан – клапан, применяющейся в двухтактных и четырехтактных двигателях, которой при вращении открывает и закрывает каналы в заданный момент времени. Обычно представляет собой диск или деталь конической или цилиндрической формы. Чаще всего встречается во впускных системах.
Втулка – цилиндрическая деталь из металла или резины, которая устанавливается между двумя подвижными частями. Очень похожа на вкладыш, но чаще всего используется в качестве вставки для восстановления изношенного узла до его первоначальных размеров.
Вылет – расстояние между точками пересечения с землей вертикальной линии, опущенной из оси колеса, и линии, проходящей через ось рулевой колонки.
Выпрямитель – электрический прибор, проводящий ток только в одном направлении, применяется для преобразования переменного тока в постоянный.
Высоковольтный провод – тщательно заизолированный провод, подводящий высокое напряжение от катушки к свечезажигание.
Выступ – участок профиля кулачка, который расположен эксцентрично по отношению к его оси. При вращении кулачка этот участок, выходящий за пределы начальной шайбы, используется для периодического приведения в действие другого узла, например, клапана.
Вязкость – плотность жидкости или ее сопротивление перетеканию. Вязкость обозначается числами в системе SAE. Чем больше численное значение, тем выше плотность(вязкость) жидкости.
Г
Газовыделение – выделения газа из банок батареи при чрезмерной зарядке. Газ, выделяющийся при этом, представляет собой взрывоопасною смесь водорода с кислородом. Газовыделение не происходит до достижения батареей полной зарядки.
Галогенная лампа из кварцевого стекла – лампа с вольфрамовой нитью, заполненная газообразным галогеном. Используется в фарах в связи с высокой эффективностью (люмен на ватт), длительным сроком службы и отсутствием потемнения стекла.
Генератор переменного тока (ательнатор) – генератор, вырабатывающий переменный ток.
Генератор постоянного тока (динамо) – генератор, вырабатывающий постоянный ток.
Герц – единица измерения частоты. Один герц – это частота, при которой одно колебание совершается за одну секунду.
Гигроскопичность – способность поглощать влагу. Применительно к мотоциклам поглощение тормозной жидкости типа DOT 3 или DOT 4 влаги из воздуха приводит к снижению эффективности тормозов. В связи с этим необходимо предпринимать меры по обеспечению герметичности емкостей, в которых хранится новая тормозная жидкость.
Гидропривод – система, заполненная жидкостью, используемая для передачи давления от одного узла другому. На мотоциклах обычно встречается в механизме привода тормозов и сцепления. Иногда используется в клапаном механизме для устранения зазоров.
Гидротрансформатор – гидравлическое устройство для изменения скорости вращения выходного вала относительно входного. Встречается в автоматических коробках передач.
Гильза – съемная вставка в детали, служащая для уменьшения размера или для обеспечения высокого качества рабочей поверхности, а также для восстановления рабочей поверхности. Часто употребляется в отношении стальной гильзы в алюминиевом блоке цилиндров.
Гипоидное масло – масло для сверхвысоких нагрузок, предназначенное для работы в тяжелых специфических условиях гипоидных передач.
Главная передача – термин, применяющийся для обозначения передачи от коробки передач к заднему колесу. Как правило, используются цепные или карданные главные передачи, но иногда встречаются и ременные.
Главный вал – главный вал, как в двигателе, так и в коробке передач.
Главный цилиндр – часть системы гидропривода, на которую воздействует водитель, названая так в связи с тем, что (на автомобилях) она приводит в действие несколько рабочих (исполнительных) цилиндров.
Глушитель – устройство для подавления шума выхлопа.
Головка цилиндра – элемент двигателя, закрывающий цилиндр с одной из его сторон. На четырехтактном двигателе в головке цилиндра(ов) размещается клапанный механизм.
Горизонтальный двух-, четырех-, шестицилиндровый двигатель – двигатель с горизонтальными рядными или противолежащими цилиндрами.
Д
Давление – проявление силы нажатия. Единицы измерения psi (фунт на квадратный дюйм) или бар.
Датчик кислорода – датчик, устанавливаемый выпускную систему, который фиксирует содержание кислорода в обработанных газах и преобразует эту информацию в электрический ток. Иногда датчик кислорода называют лямбда зондом.
Два верхних распредвала (DOHC) – схема газораспределительного механизма, в котором применены два верхних распрадвала: один для впускных клапанов и один для выпускных.
Двигатель Ванкеля – двигатель внутреннего сгорания, изобретенный Феликсом Ванкелем, который состоит из трехсторонних внутренних роторов, расположенных внутри отсеков специальной формы. У такого двигателя за один оборот вала происходит три рабочих такта.
Двигатель с горизонтальными противолежащими цилиндрами – тип двигателя, у которого цилиндры располагаются напротив друг друга, а коленчатый вал находится между ними.
Двухтактный – рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания, при котором рабочий ход происходит при каждом ходе поршня вниз. Таким образом, четыре процесса (наполнение, сжатие, рабочий ход и выпуск) происходит за два хода (один верх, один вниз) поршня. См. также Четырехтактный.
Декомпрессор – небольшой клапан, чаще всего с ручным управлением, для снижения давления над поршнем при запуске кикстартером.
Демпфирование отбоя – способ управления колебаниями подвески после сжатия пружины амортизатора. Противостоит естественной тенденции пружины к резкому отскоку после сжатия.
Демпфирование сжатия – способ контроля скорости сжатия подвески при наезде колесом на неровность дорожного покрытия.
Десмодромный – способ привода тарельчатых клапанов, при котором они принудительно закрываются коромыслом, так же как и открываются. Схема, применяющаяся на мотоциклах компании Ducati.
Детонационный стук – стук, вызываемый детонацией и самовоспламенением.
Детонация – взрыв смеси в камере сгорания вместо управляемого горения. При резком открытии дроссельной заслонки может вызывать звонкий шум, называемый детонационными стуками. Явление крайне деструктивного характера.
Дефлектор – выпуклая часть головки поршня некоторых двухтактных двигателей, служащая для отклонения свежего заряда, поступающего из впускного канала.
Джоуль – единица измерения электрической энергии.
Диагональные шины (шины с диагональным расположением нитей корда) – разновидность конструкции шин, в которой слои ткани в каркасе шины укладываются по диагоналях к друг другу, а не радиально (как в случае шин с радиальным расположением нитей корда).
Диаметр цилиндра – диаметр цилиндра двигателя. Часто применяется в отношении самого цилиндра. В некоторых случаях используется для обозначения поверхности цилиндра.
Диаметр цилиндра/ход поршня (D/S) – соотношения диаметра цилиндра к ходу поршня. При одинаковых диаметрах цилиндра и ходе поршня двигатель называют «квадратным».
Диафрагма – резиновая мембрана в карбюраторе, где она изолирует верхнюю камеру, или в главном цилиндре.
Диафрагменная пружина – одиночная упругая пластина, часто применяемая в муфтах сцепления.
Динамический – подвижный, находящийся в действии – в противоположности недвижимому или статическому.
Диод – электрическое устройство, пропускающее ток только в одном направлении.
Дисковый клапан (или золотник) – система управления процессом впуска, применяемая на некоторых двухтактных двигателях.
Дисковый тормоз – тормозная система, состоящая из вращающегося диска и тормозных колодок, прижимающихся к нему в момент торможения. В результате трения энергия движущегося транспортного средства преобразуется в тепло.
Диффузор – сужение канала, служащее для понижения давления. Встречаются в карбюраторах и используется для создания разряжения, необходимого для подъема топлива из поплавковой камерой.
До ВМТ – употребляется для определения местонахождения поршня до верхней мертвой точки. Уголопережения зажигания часто выражается в градусах или миллиметрах до ВМТ.
Дроссель – клапан во впускном тракте, служащей для управления мощностью двигателя за счет ограничения количества (дросселирования) поступающей свежей смеси.
Дуплексный – двойной. У дуплексной рамы спереди есть две нижних трубы. У дуплексной цепи присутствует два ряда роликов (у простой цепи только один).
Е
ECU (электронный блок управления) – компьютер, управляющий системами зажигания, впрыска или антиблокировочной тормозной системой и т.д.
EGO – датчик содержания кислорода в отработавших газах. Иногда для обозначения датчика содержания кислорода используется термин «лямбда зонд».
EMS (система управления двигателем) – система контроля на базе компьютера, одновременно управляющая системами зажигания и впрыска топлива.
EP (предельное давление) – тип масла, применяющийся в местах приложения повышенных нагрузок, например, между зубьев шестерен.
Емкость – главный элемент системы снижения токсичности испарений топлив (только для рынка штата Калифорния США), содержит гранулы активированного древесного угля, улавливающие испарения из системы питания, перед тем как они попадут в атмосферу.
Емкость (конденсатор) – обычно это конденсатор достаточно большой емкости, способный выполнять функции сглаживающего элемента в безбатарейных системах электропитания.
Ж
JASO – стандарт качества для двухтактных масел.
Жгут проводов или проводка – термин, охватывающий электрические провода, расположенные на мотоцикле и заключенные в тканевою или пластиковую оболочку. Проводка, отходящая от основного жгута, обычно называется вспомогательным жгутом.
Жидкостное охлаждение – система охлаждения, в которой для отвода тепла от двигателя используется циркуляция жидкости через каналы двигателя и радиатора.
Жиклер – отверстие, через которое проходит воздух, топливо или масло. Размеры жиклера определяют его пропускную способность, а следовательно, и объемы проходящей через него жидкости или газа.
З
Зазор в клапанах – зазор между штоком клапана и коромысла или между кулачком распредвала и толкателем, в зависимости от конструкции механизма газораспределения. Измерение и регулировка зазоров в клапанном механизме производится при закрытых клапанах на холодном двигателе. Необходимо обеспечить оптимальный зазор в клапанах, поскольку слишком маленький зазор при прогреве двигателя приведет к неполному закрытию клапанов и скорому их прогоранию, а слишком большой зазор будет причиной повышенного шума при работе двигателя. Неправильный зазор также влияет на работу двигателя на холостом ходу.
Заклинивание – заедание двух подвижных частей, вызванное избыточным давлением, температурой или отсутствием смазки, а чаще всего сочетанием этих трех факторов.
Замок (сухарь) – кольцеобразное устройство, обычно состоящее из двух сегментов, для расклинивания детали на стержне, валу, шпинделе и т. д. Применительно к мотоциклам, встречается на клапанах и амортизаторах и позволяет обеспечить самофиксацию опорной тарелки пружины относительно штока амортизатора или стержня клапана.
Зацепление – гибкое резиновое цилиндрическое уплотнение (обычно гофрированное) снаружи телескопических и прочих подвижных соединений, служащее для предохранения сопряженных узлов.
Звездочка – зубчатое колесо, используемо в цепной передаче.
Земля (масса, заземление) – отрицательная клемма батареи или часть возвратной цепи через массу. Соединение с массой или землей. По определению – нулевой потенциал (напряжение).
Зубчатое колесо (шестерня) – деталь, чаще всего круглой формы, с зубьями для передачи вращения ответной шестерне, тех же или отличных форм и размеров.
И
Ibf ft – фунт на фунт. Английская единица измерения крутящего момента.
Ibf in – фунт на дюйм. Английская единица измерения крутящего момента. Используется применительно к узлам, где присутствует очень низкий крутящий момент.
IC – сокращенное название интегральной схемы.
Игольчатый подшипник – подшипник, составленный из множества закаленных роликов небольшого диаметра, обычно разделенных сепаратором. Часто применяется в местах недостаточной смазки.
Изолятор – материал или деталь, снижающие теплопередачу или не проводящие электричество.
Импульс (количество движения, импульс силы) - стремление движущегося объекта продолжать движение.
Инерция – свойство материи, согласно которому она остается неподвижной или совершает равномерное прямолинейное движение до тех пор, пока не будет приложены внешние силы.
К
Калильное зажигание – преждевременное воспламенение смеси, происходящее до появления искры на свече зажигания. Вызвано воспламенением от раскаленных частей камеры сгорания.
Канал – строго говоря, полость или отверстие, но также используется для обозначения продувочного канала в двухтактном двигателе.
Карбюратор – прибор для смешивания топлива с воздухом в соотношении, необходимом для формирования горючей смеси при различных скоростях и нагрузках двигателя.
Карданная передача – способ передачи вращения заднему колесу от трансмиссии.
Картер двигателя в сборе - обозначение составляющих картера двигателя и всех узлов, содержащихся в нем. Картер (кривошипная камера) – конструктивно-прочный отсек, в котором располагается коленчатый вал. Вне зависимости от количества цилиндров двигателя, в большинстве мотоциклетных конструкции картер выполняется в виде двух незеркальных половин, вместе образующих пару.
Каталитический нейтрализатор – устройство в выпускной системе ряда мотоциклов, которое преобразует некоторые токсичные компоненты отработанных газов в веществе, менее вредные для окружающей среды.
Катающаяся пара – склонность некоторых поршневых двигателей к образованию такого сочетания перемещения П.Д.М., при котором происходит раскачивание машины.
Кик-стартер – рычаг для запуска двигателя, приводимый в действие ногой.
Киловольт – одна тысяча вольт, сокращено обозначается кВ.
Кинетическая энергия – энергия, связанная с движением тела, а не с его положением.
Клапан – устройство, при помощи которого можно управлять расходом жидкости или газа за счет открытия, закрытия или частичного прикрытия подвижным элементом одного или нескольких каналов или отверстий. В головке цилиндра применяются впускные и выпускные клапаны тарельчатого типа.
Клапанный механизм – узлы, представляющие собой механизм привода клапанов.
Клин – заклинивающее устройство. Часто применяется в муфтах стартера.
Клинообразный ремень – гибкий ремень, имеющий клинообразное сечение. Обычно имеет резинотканевую основу.
Коленчатый вал – кованый узел, использующий принцип эксцентрика (кривошипа) для преобразования возвратно-поступательного движения поршня двигателя во вращение.
Колесная база – расстояние между осями переднего и заднего колес.
Коллектор – элемент вращающегося якоря, по которому скользят щетки, позволяющий отбирать электроэнергию, вырабатываемую в якоре.
Колодка – жесткая деталь, служащая для прижатия к другой детали. Иногда, как в случае с тормозными колодками, покрытая фрикционным материалом.
Конденсатор – электрический прибор способный накапливать заряд и очень быстро разряжаться. Способствует уменьшению искрообразования между контактами традиционной (контактной) системы зажигания.
Коническая шестерня – шестерня с наклонными зубьями. Пара таких шестерен позволяет осуществлять привод под углом девяносто градусов.
Конический роликоподшипник – стальные ролики такого подшипника выполняется не цилиндрическими, а коническими, в результате этого такой роликоподшипник может воспринимать не только большую радиальную, но и осевую нагрузку.
Конический штифт – металлический палец, сведенный на конус, устанавливаемый на две (или более) детали до заклинивания в отверстие и фиксации всех деталей между собой.
Контактный прерыватель – электрический коммутатор, обеспечивающий коммутацию тока, создающего поле в первичной обмотке катушки зажигания. При резком прерывании этого тока происходит быстрое нарушение магнитного потока внутри катушки зажигания, приводящее к образованию тока высокого напряжения в ее вторичных обмотках.
Конусность – уменьшение диаметра по мере продвижения по длине детали.
Концентрический – принадлежащий общему центру.
Коренной подшипник – главный подшипник, на котором устанавливается деталь. Однако в основном этот термин используется исключительно для коленчатого вала.
Коробка передач – агрегат, содержащий узлы трансмиссии, который служит для изменения передаточного отношения. Даже тогда, когда вместо шестерен используются короткие цепи и звездочки, а также другие способы изменения передаточного отношения, все еще применяется термин «коробка передач».
Коромысло – деталь, шарнирно закрепленная посередине и передающая воздействие с одного конца на другой во встречном направлении. Коромысла могут передавать как тянущее, так и толкающее воздействие. У некоторых коромысел качающееся движение как таковое отсутствует, при этом они закреплены шарнирно с одного конца и не передают движение во встречном направлении.
Коронное зубчатое колесо – для мотоцикла, у которых привод заднего колеса осуществляется при помощи карданного вала, большее из двух зубчатых колес в паре редуктора. Меньшее называется шестерней.
Косозубые шестерни – зубья косозубых шестерен расположены под небольшим углом к осям вращения. При роботе таких шестерен уровень шума существенно ниже, чем у прямозубых передач. Обычно используются в первичной передачи.
Коэффициент – численное значение, используемое для перевода какого-либо параметра в другую систему.
Крестообразный клапан – вращающийся клапан, который располагается над цилиндром и управляет как процессом выпуска обработанных газов, так и впускном свежей смеси в четырехтактном цикле. Позволяет достигать высоких степеней сжатия, обеспечивает превосходный расход горючего и хорошую детонационоустойчивость.
Крыльчатка – приводное устройство, обеспечивающее циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор для усиления естественного термосифонного эффекта. Обычно представляет собой насос центробежного типа.
Кулачковый (копирный) диск – плоская или слегка изогнутая пластина с пазами, в которых могут перемешиваться шрифты для преобразования вращательного движения в поступальное, например, для привода механизма переключения передач (по такому принципу выполнены вилки и диск переключения передач, при помощи которых изменяют передаточное отношение коробки передач).
Л
LCD – сокращенное обозначение жидкокристаллического индикатора (ЖКИ)
LED – сокращенное название светодиода.
LT (низковольтный) – термин, применяющийся по отношению к электрической цепи от источника питания до первичной обмотки катушки зажигания.
Лепестковый клапан – клапан, функционирующий подобно лепестку, который открывается и закрывается под воздействием давления. Сохраняет работоспособность при крайне высоких скоростях.
Литраж – объем двигателя, или объем, вытесняемый поршнем.
Лямбда зонд – датчик, устанавливаемый в выпускную систему для измерения содержания кислорода в отработанных газах (коэффициента избытка воздуха).
Люфт – величина перемешивания между узлами, находящимися в зацеплении, когда один из них зафиксирован. Обычно используется в отношении зубьев шестерен.
М
Магнетизм – свойство, которым обладают некоторые материалы, выражающееся в способности притягивать или отталкивать в зависимости от полярности. Имеет некоторое сходство с электричеством.
Магнето – автономный прибор для получения искры, содержащий первичную и вторичную (НТ) обмотки и не требующий внешнего источника питания.
Масло с двумя маркировками (универсальное, всесезонное масло) – масло, вязкость которого лежит в широких пределах (например, 10W40). Буква W относится к зимним условиям, следовательно, вязкость масла меняется от SAE10 при низких температурах до SAE40 при высоких.
Масло с единственной маркировкой – масло, вязкость которого находится в пределах, заданных SAE для масел с единственной маркировкой.
Масляное охлаждение – использование масла в качестве хладагента для отвода тепла от нагретого узла в окружающую среду (в атмосферу или в более холодную часть двигателя).
Масляный насос – устройство с механическим приводом, служащее для распределения масла по четырехтактному двигателю или нагнетания масла в двухтактном.
Маховик – вращающаяся деталь значительной массы и радиуса, применяющаяся для сглаживания импульсов и накопления энергии.
Механизм газораспределения с одним верхним распредвалом (SOHC) – механизм газораспределением, в котором привод впускных и выпускных клапанов осуществляется через коромысла от одного верхнего распредвала.
Минус на массе – использование массы (рамы) мотоцикла в качестве отрицательного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме отрицательный или минусовой вывод батареи присоединен к массе.
Мокрая гильза – гильза, расположенная в блоке цилиндра так, что внешняя поверхность гильзы оказывается в непосредственном контакте с охлаждающей жидкостью.
Мокрый картер – традиционная система смазки четырехтактного двигателя, при которой масло хранится в поддоне, привинченном к нижней части картера.
Момент – крутящее усилие относительно вала, измеряемое в Н*м, кгс*м или lbf ft. Используется для обозначения усилия затяжки, необходимого для обеспечения требуемой плотности соединения.
Моноамортизатор – единственный пружиногидравлический элемент подвески, связывающий рычаг или систему рычагов подвески с рамой.
Моноблочная конструкция – двигатель и трансмиссия, выполненные в виде единого агрегата и располагающиеся в общем картере.
Мощностной диапазон – область частот вращения, в которой двигатель вырабатывает действительно полезную мощность, в отличии от скоростей вне этого диапазона, при которых мощность двигателя значительно ниже.
Н
Нагнетатель – насос для увеличения количества смеси, подаваемой в двигатель. На сленге –наддув.
Насос – устройство для нагнетания в контур масла, охлаждающей жидкости или топлива под высоким давлением.
Натяжной ролик – колесико, находящиеся в непосредственном контакте с цепью или ремнем и расположенное между центрами звездочек или шкивов. Применяется для регулировки натяжения приводной цепи или ремня.
Не железосодержащий (цветной) – сплав, который не содержит железа.
Необслуживаемая батарея (MF) – герметическая батарея, не требующая доливки электротоплива или дистиллированной воды.
Неподрессоренные массы – все, что не опирается на подвеску мотоцикла (то есть колеса, шины, тормоза, главная передача и нижняя (подвижная) часть подвески).
Нижние (боковые) клапаны (SV) – схема газораспределительного механизма, при которой клапанный механизм располагается не сверху, а сбоку от цилиндра.
Нижняя головка шатуна – большая головка шатуна, сопряженная с пальцем кривошипа (шатунной шейкой коленчатого вала). В сопряжении нижней головки шатуна с коленчатым валом обычно используется подшипники скольжения или подшипники качения с сепаратором.
Нижняя мертвая точка (НМТ) – используется для обозначения крайнего нижнего положения поршня в цилиндре.
Нить накалывания – проволока, обладающая электрическим сопротивлением, раскаляющаяся при пропускании через нее соответствующего электрического тока, и как следствие, вырабатывающая свет.
Н/м (ньютон на метр) – единица измерения крутящего момента.
О
Об/мин – единица измерения частоты вращения.
Обмотка – витки провода, намотанные на сердечник для создания магнитного поля или получения электричества.
Обод – в случае колеса – часть, на которую устанавливается шина.
Объем – пространство, заполненное газом или жидкостью, обычно измеряется в кубических сантиметрах (куб.см.).
Объем камеры сгорания – пространство внутри камеры сгорания при нахождении поршня в верхней мертвой точке с учетом половины объема резьбового отверстия свечи зажигания.
Однопроводная схема с использованием массы – электрическая цепь, в которой в качестве второго провода выступает масса мотоцикла, по которой электрический ток возвращается в батарею.
Одометр – счетчик пройденного расстояния.
Октан – бесцветный, воспламеняющийся углеводород, который является составной частью топлива (бензина).
Октавное число – число, определяющее количество октана в топливе. Используется как показатель стойкости топлива к детонации. Чем больше октановое число, тем выше детонационостойкость топлива.
Ом – единица измерения электрического сопротивления. 1см (сопротивление)= 1 вольт (напряжение)/ 1 ампер (ток).
Опережение зажигания – смещение момента искрообразования от ВМТ при повышении частоты вращения двигателя. Осуществляется механически (ATU) на двигателях ранних конструкций или с помощью электронного блока управления зажиганием на более поздних двигателях.
Опорная поверхность – рабочая поверхность поршня, подшипника, прокладки и т.д., которая воспринимает осевую нагрузку и воздействие трения.
Оребрение – многочисленные тонкие, но широкие пластинчатые выступы. Применяется для отвода тепла. Часто ребра используются для усиления, а иногда и в качестве декоративных элементов.
Ось – вал, на котором вращается колесо. Также – неподвижный стержень, относительно которого деталь вращается или качается по дуге.
Отдача – резкий возврат пружины в исходное статическое положение при ее освобождении.
Отношение – относительная степень сравнения двух вещей в количественном понимании. Часто приводится в виде дроби, в основании которой находится единица.
Очистка – удаления, в частности обработанных газов из цилиндра или масла из поддона двигателя с сухим картером.
П
PSI – английская единица измерения давления, сокращение для фунтов на квадратный дюйм.
Падающий поток – применительно к системам впуска двигателя – уклон впускного тракта, в том числе и карбюраторе, вниз.
Паразитная шестерня – шестерня, устанавливаемая между двумя другими, для обеспечения одинакового направления их вращения. Паразитная шестерня не изменяет передаточное отношение между этими шестернями.
Перевернутые вилки (вилки перевернутого типа) – подвижные наконечники (нижние трубы) такой вилки зажимаются в траверсах, а к неподвижным трубам (стойкам) крепится ось колеса. По сравнению с традиционными, вилки такого типа обладают меньшей неподрессоренной массой и большей жесткостью конструкции.
Передаточное число – отношение скоростей вращения любой пары сопряженных зубчатых колес или звездочек, определяемое из числа их зубьев. Например, передаточное отношение каждой пары шестерен в коробке передач или общее передаточное отношение трансмиссии.
Передняя вилка – телескопические трубы, которые содержат пружины и амортизаторы и используются в качестве передней подвески мотоцикла. У традиционных вилок внешние трубы располагаются внизу, соединяются с колесной осью и играют роль подвижного наконечника, перемещающегося по внутренним трубам, которые в верхней части фиксируются в траверсах.
Переключатель – устройство для замыкания или размыкания электрической цепи, обычно с механическим приводом.
Перекрытие клапанов – промежуток времени в углах поворота коленчатого вала, при котором одновременно открыты впускной и выпускной клапана.
Переменный ток – электрический ток с переменными полярностью и напряжением, периодически полностью меняющий свое направление. Ток такого типа вырабатывает генератор переменного тока (альтернатор). Часто используется сокращение «а.с.».
Перемычка – выпуклый участок между двумя пазами (например, между канавками под кольца в поршне).
Петлевая продувка Шнурла – схема продувки, использующейся в двухтактных двигателях с плоскими поршнями. Поступающая смесь направляется продувочным каналом таким образом, что делает петлю в верхней части цилиндра вдоль головки и спускается вниз к выпускному каналу, вытесняя остатки отработанных газов.
Печатная схема – дорожка для протекания электрического тока, нанесенная на изоляционный материал. Используется вместо проводов для соединения необходимых выводов. Печатная плата (РСВ) содержит множество печатных схем.
Плавкий предохранитель – электрическое устройство, защищающее цепь от случайной перегрузки. Чаще всего предохранитель содержит низкоплавкий металлический элемент, рассчитанный на перегорание при определенном электрическом токе и прерывании цепи.
Планетарный редуктор – система шестерен, в которой зубчатые колеса (от двух и более) вращаются вокруг центрального зубчатого колеса. Встречается в ряде трансмиссий и приводах стартера.
Плоская головка – головка цилиндра без искривленных внутренних контуров. С такой головкой встречаются механизмы газораспределения типа sv или ohv.
Плунжерный насос – масляный насос, состоящий из плунжера, поступательно перемещающегося в камере с окнами.
Плюс на массе – использование массы (рамы) мотоцикла в качестве положительного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме положительный, или плюсовой, вывод батареи присоединен к массе.
Пневматический – использующий или имеющий отношение к воздуху или другому газу.
Подвеска – конструкция, обеспечивающая гибкую связь между колесами и рамой для сглаживания неровностей поверхности дороги, служащая для повышения комфортабельности при езде. В подвесках широко используется пружины и гидравлические амортизаторы.
Подвижный наконечник – деталь, которая перемешается поступательно. На передней телескопической вилке – подвижная (нижняя) труба вилки, которая скользит снаружи или внутри верхней неподвижной трубы.
Поддон – резервуар, полость или емкость для избыточной жидкости. Съемный отсек в нижней части четырехтактного двигателя, в котором содержится масло.
Подрамник – задняя часть рамы мотоцикла, на которой располагается сидение, задний фонарь и электрические приборы. Часто подрамник выполняется съемным относительно основной рамы.
Подшипники – применяются между двумя рабочими поверхностями для предотвращения износа деталей и снижения тепловыделения. Обычно в мотоциклах используются подшипники четырех типов: подшипники скольжения, шарикоподшипники, конические роликовые подшипники и игольчатые подшипники.
Положение поплавка – высота, на которой поплавок располагается в поплавковой камере, определяющая уровень топлива.
Полярность – электрическое состояние полюса: или положительный, или отрицательный.
Поплавковая камера – элемент карбюратора, служащий для стабилизации уровня топлива, вне зависимости от давления топлива, поступающего из бака самотеком или нагнетаемого насосом. Для управления топливоподающим клапаном используется поплавок.
Поплавок – плавучий предмет. В карбюраторах используется для поддержания постоянного уровня топлива за счет открытия и закрытия топливоподающего клапана. Также применяется в датчиках уровня жидкости.
Поршень – деталь, перемещающаяся в цилиндре, которая служит для его уплотнения и воспринимает или передает давление.
Поршень с плоской головкой – поршень, верхняя часть которого выполнена плоской, в отличие от поршней с вогнутой или выпуклой головкой.
Поршневой палец – палец, посредством которого поршень присоединяется к малой головке шатуна. Обычно изготавливается из стали и проходит термообработку в виде цементации. Одна из наиболее нагруженных опор двигателя.
Порядок работы цилиндров – порядок, в котором происходит вспышка в цилиндрах двигателя, иначе говоря, последовательность рабочих ходов, начинается с первого цилиндра.
Посадка с натягом (плотная посадка) – при такой посадке размер внутренней из двух сопрягаемых деталей выполняется таким, чтобы он был немного больше, чем у внешней детали. При запрессовке внешняя деталь обжимает внутреннюю, и вместе они образуют монолитное соединение.
Постоянная характеристика – такая характеристика пружины, при которой одинаковое увеличение нагрузки проводит к одинаковому изменению ее длины. Кроме того, такие пружины называют пружинами постоянного шага. Противопоставляется пружинам с прогрессивной характеристикой или упругим элементам, составленным из нескольких пружин разной жесткости.
Постоянный магнит – магнит, сделанный из стального сплава, который долго сохраняет магнитные свойства, в отличие от мягкого железа и электромагнитов.
Постоянный ток – электричество постоянной полярности, которое может быть постоянным или переменным по величине. Вид электричества, которое вырабатывает генератором постоянного тока или накапливает батарея. Противопоставляется переменному току.
Поступательно движущийся массы – масса деталей, которые перемещаются поступательно. В случае поршня и шатуна к ним относят массу поршня, колец и поршневого пальца, а также половину массы шатуна.
Предварительное перемешивание – способ смазки ранних двухтактных двигателей, при котором моторное масло смешивается с бензином в топливном баке в определенном соотношении. Смесь масла с топливом иногда упоминается как бензомасляная смесь.
Предварительное поджатие (подвески) – степень сжатия пружины в ненагруженном состоянии. Предварительное поджатие можно изменять при помощи газа, прокладок или механического регулятора. Определяют дорожный просвет при движении мотоцикла.
Приводной вал – любой вал, используемый для передачи вращения. Обычно встречается при упоминании главной передачи мотоцикла с карданным валом.
Приводной ремень – зубчатый ремень, используемый на ряде мотоциклов для передачи вращения заднему колесу. Кроме того, приводной ремень применяется для привода распредвалов. Обычно приводные ремни выполнены из кевлара.
Прилив – локальное утолщение определенного участка детали, обеспечивающее увеличение прочности.
Принцип энергопередачи – принцип действия системы зажигания, в которой при замкнутых контактах прерывателя происходит нарастание поля в обмотках генератора переменного тока. В таких системах размыкание контактов приводит к резкому восприятию тока во внешней обмотке катушки зажигания, преобразующей входное низкое напряжение в высокое, которое подводится к свече зажигания.
Пришабривание – механическая обработка, в процессе которой удаляется минимальное количество метала с целью выправления или выравнивания поверхности.
Прогрессивная характеристика – такая характеристика пружины, при которой одинаковые увеличение нагрузки приводит к постепенному уменьшению величины, на которую она сокращается.
Продувочный канал – канал в двухтактном двигателе, через который свежая смесь поступает из кривошипной камеры в цилиндр.
Прокладка – любой тонкий мягкий материал – обычно пробка, картон, асбест или мягкий метал, устанавливаемый между двумя металлическими поверхностями для обеспечения надежного уплотнения. Например, прокладка головки цилиндра уплотняет сопряжение блока и головки цилиндров.
Промежуточный вал – вал, расположений параллельно главному валу в коробках с прямой высшей передачей. На промежуточном валу расположены шестерни, вводимые главного вала для изменения передаточного отношения.
Противовес – груз, устанавливаемый на коленчатом валу для уравновешивания масс поршня и шатуна.
Пружина – деформируемый элемент, который допускает перемещения и обеспечивает принудительное возвращение. В качестве упругой среды может использоваться металл, резина или даже газ.